Перед тем, как приступить к гаданию, необходимо сосредоточиться на том вопросе, на который вы хотите получить ответ.
Кельтский крест
Кельтский крест, вероятно, является одним из старейших и наиболее широко используемых раскладов Таро по сей день. Он универсален в своей способности охватывать аспекты, связанные с вашим вопросом или чтением, и предлагает всестороннюю интерпретацию. Чтение карт Кельтского Креста Таро предсказывает ваше будущее. Это отличается от пророчеств, использующих вычисления даты, время и год рождения. Каждое предсказание или выбор карты могут не указывать на один и тот же результат. Точность зависит от вашего намерения и концентрации на момент выбора. Таким образом, очень важно сконцентрироваться, чтобы достичь наиболее значимого результата.
1. Вопрошающий / Сигнификатор
Карта представляет Вас и ваше состояние.
Двойка Мечей
Отказ видеть что-либо, причем это совсем не обязательно настоящая проблема – скорее то, что человек воспринимает как проблему. Состояние, когда мы не видим леса за деревьями или активно уклоняемся от решения каких-то вопросов. Иногда человек и впрямь исповедует политику страуса, прячущего голову в песок и не желающего обращать внимание на то, что происходит вокруг, чтобы не было мучительно больно (следующая карта – Тройка Мечей), но все же тут не все так просто.
По этой карте человек закрывается от какого-то чрезмерного влияния (другого человека или ситуации), чтобы не дать сбить себя с толку. Двойка Мечей часто описывается как напряжение и грусть, и не то чтобы это было неверно, но...очень важно понять, что это не эмоции Чаш. Перед нами все-таки Мечи! И они описывают то состояние, в котором человеку по большому счету никто не может ни помочь, ни помешать. От помощи он отказывается, а попытки помешать игнорирует.
Так может чувствовать себя актер, настраивающийся за своей ширмой перед драматическим представлением – сейчас ему не нужны ни коллеги, ни зал, ни режиссер. Это одна из карт самозащиты, по ней проявляется стремление к миру и равновесию, к тому, чтобы замкнуться и сконцентрироваться, привести в порядок мысли. По Двойке Мечей мы не столько ищем выход из затруднительной ситуации, сколько занимаемся восстановлением контроля над своим внутренним миром, выверением точки сборки.
Это необходимо для начала, потому что пока мы будем метаться, раздираемые сомнениями, противоречиями и пугающими мыслями, ни о каком решении не может быть и речи. В этом состоянии человек ищет покоя и тишины, и довольно явно защищается от всего, что может их нарушить (в первую очередь – от эмоций). Этой защитой объясняется та временная слепота к окружающему и неспособность активно действовать, которая чувствуется в Двойке Мечей.
На карте изображена одинокая мужская или женская фигура в простой рубашке. Человек сидит на прочном постаменте кубической формы, подчеркивающем твердое основание его убеждений и непоколебимость его позиции. Он не встанет с этого постамента и не начнет действовать, как бы его ни подталкивали к этому обстоятельства, пока сам не решит, что готов к этому. Карта отображает временное бездействие, внешнюю пассивность, но зато большую внутреннюю работу ума.
Это подчеркивает ночь, луна (иногда растущая, иногда убывающая) и бушующее море (но даже спокойная вода в любом случае отражает стихию эмоций). Однако человек повернулся спиной к этой стихии и даже завязал глаза. Повязка на глазах символизирует сосредоточенность на внутреннем мире, но и отсутствие ясного видения ситуации, определенную «слепоту». Его поза – это поза обороны. Он ничего не хочет видеть и требует, чтобы его оставили в покое. Он не намерен руководствоваться своими страхами, проистекающими из внешних впечатлений.
Поза фигуры в канонических картах подчеркивает совершенное равновесие, несмотря на то, что глаза завязаны. Источником равновесия служат исключительно внутренние, а не внешние ощущения. В руках человек крепко сжимает два меча. Иногда – остриями вверх, иногда вниз, иногда разнонаправленно, иногда же мечи скрещены, что усиливает впечатление конфликта и самозащиты. Это оружие, но пока оно ни на кого не направлено. Когда точка сборки будет безупречно выверена в опоре на принципы, а не внешние впечатления, человек встанет, снимет повязку с глаз и начнет действовать.
Но пока он отказывается это делать, чтобы не совершить ошибку. При этом основные усилия направлены на восстановление внутреннего мира, прежде чем перейти к каким-то активным действиям. Но на это уходит вся энергия – на то, чтобы не позволить ужасу себя захлестнуть, выверить и сохранить определенное внутреннее состояние. Как правило это подавление кризиса в зародыше – борьба за то, чтобы ситуация не вышла из-под контроля и не превратилась в конфликтную. Для этого человек на карте воздерживается от резких движений, центрируется на себе и не позволяет темным и разрушительным силам влиять на себя, выбивать из равновесия, лишать объективности.
Вообще, главный вопрос, который ставит Двойка Мечей – НА ЧТО ты закрываешь глаза? Одно дело, если человек вполне по делу погружается в себя, вершит внутренюю работу по самоосмыслению в реальности, формированию подготовленности к текущим ситуациям. Эта работа извне может выглядеть как политика страуса – ведь дел так много, надо ими срочно заниматься! Но все правильно на Аркане – человек не поддается сумятице, черпает в себе, в своем духовном мире, энергию и силы для для реорганизации ситуации.
Бывает необходимо восстановить контроль над своим духовным миром, прежде чем предпринимать активные действия в мире внешнем. И совсем другое дело, если человек желает защититься не только и не столько от внешнего давления, сколько от собственных мыслей и чувств, которые пугают и раздражают его!
Человек – холодный, недоверчивый, скептический, полагающийся на самого себя. Он семь раз отмерит, прежде чем решит, что отрезать незачем. В худшем случае он отвергает и свое, и чужое самовыражение, и предоставляет любым чувствам, будь то любовь или гнев, умирать на задворках души. Характерная особенность человека Двойки Мечей состоит в том, что вопрос «Как ты себя чувствуешь?» лишен для него смысла (разве что речь идет о гриппе).
Чувства для него не очень-то существуют, это как бы только способ говорить, причем он им еще и не владеет. Задача проявлять эмоции и выражать чувства внешне - нечто из разряда mission impossible. Зато он умеет сотрудничать на интеллектуальной основе. С одной стороны, в его жизни нет ничего такого, что смутило бы его всерьез. С другой стороны, он постоянно испытывает тревогу в связи с самыми обычными вещами, и учится подавлять эту тревогу, чтобы не потерять контроль.
Это большой внутренний труд, поглощающий немало сил, поэтому на многие вещи человека как бы уже не хватает – среди них могут оказаться и близкое общение, и по-настоящему продуктивный интеллектуальный труд и многое другое, что он, возможно, хотел бы сделать. Потому о нем говорят «нерешительный» - между тем, он тем только и занят, что решает.
2. Препятствие / Вызов
Представляет проблему или задачу, по которой осуществляется гадание. Это может представлять проблемы или представления, которые вы должены преодолеть, прежде чем проблема может быть решена.
Повешенный
Повешенный приобрел репутацию одной из самых неблагоприятных карт, какие могут появиться в раскладе. Спорить с этим, пожалуй, не приходится – описываемый опыт определенно не будет простым и легким. Однако, он может быть очень ценным, это раз. Как сказал кто-то из великих, жизненный опыт - это не то, что с нами происходит, а то, что мы делаем с тем, что с нами происходит.
Там, где один впадет в деструктивное состояние вечной жертвы, утопающей в самооплакивании, другой ощутит единство со всем миром и мистическое слияние с Потоком судьбы, подобное акту любви (недаром древние прозвали его «amor fati»). Кроме того, в случае Повешенного, очень многое зависит от темы вопроса! Если речь идет о намерении вопрошающего достичь какой-то важной цели, ради которой он готов чем-то жертвовать, то Повешенный четко сообщает, что событие, о котором идет речь, произойдет. Вопрос может касаться многолетней учебы в высшем учебном заведении, приобретения недвижимости или другого ценного имущества в кредит и так далее. Очевидно, что вопрошающий собирается ввязаться во что-то (Повешенный связан), «зависнуть» на каких-то целях и образе жизни на длительный срок (Повешенный висит), и сам, некоторым образом, превратиться в «недвижимость» (утратить возможность распоряжаться своими деньгами, временем или другими ресурсами, поскольку они посвящены избранной цели). Случится ли это? Если выпал Повешенный, то Таро сообщает – да. Таким образом, это будет позитивный ответ. Везде, где подразумевается преданность долгу, Повешенный на своем месте.
Однако, если ничего такого вопрошающий не имеет в виду, голова его отнюдь не загружена наполеоновскими планами, рассчитанными на долгоиграющий героизм, а вопрос касается того, как пройдет увеселительная поездка, даст ли шеф денег в долг или позвонит ли заинтересовавшая персона, то ответ Повешенного будет отрицательным. Поездка будет отложена или сопряжена со всевозможными препятствиями, шеф не только не даст денег, а еще и урежет зарплату за чужие грехи, а ждать звонка можно будет до конца тысячелетия. В качестве опорной или итоговой карты расклада он любит сообщать, что никакого продвижения вперед не будет, так что сейчас лучше отказаться от намеченного и оставить тему в покое. Все это потребует гораздо больше времени, чем хотелось бы. Раз выпал Повешенный, что-то испытывает наше терпение или предлагает освоить урок смирения.
На других позициях карта описывает необходимость (или, реже, желание) каких-то жертв и нового подхода. Есть цели, ради которых можно пережить что-то неприятное. Если ты выдержишь, жертва полностью окупится. Но жертва понимается здесь не как бесплодная потеря чего-то дорогого, а как отдача во имя приобретения еще более необходимого. Главный урок карты – понять, что жертва добровольна, потому что ЦЕЛЬ ТОГО СТОИТ. И жертва, и цель могут быть любыми – физическими, интеллектуальными, духовными. Но все это трудное и возможно затяжное («искупительное») время надо помнить - жертва добровольная и цель того стоит.
Эта стадия означает также период передышки между значительными событиями, пребывание в неопределенности, в подвешенном состоянии. Судьба замирает в невесомости. Время апатии, отсутствие продвижения вперед и капитуляция перед внешними факторами, оказывающими сильное влияние. Нахождение в состоянии волевого ступора, паралича, потеря контроля над происходящим, невозможность повлиять на события.
По Повешенному человек часто чувствует себя наказанным и нередко вопиет «За что?!» Мэри Грир замечает: это всего лишь описание того, что происходит с человеком, погрязшим в материальных заботах и отказывающимся видеть, чего от него требует Дух, следующая ступень развития сознания. Когда так называемый реальный мир зависает, у человека появляется возможность понять это. Опыт Повешенного всецело пережил и прекрасно отразил Оскар Уайльд в своем манускрипте DE PROFUNDIS: «Тюремная жизнь помогает увидеть людей и то, что движет ими, в истинном свете… Люди, живущие во внешнем мире, пребывают в плену иллюзии, будто жизнь – это непрерывное движение. Они вращаются в водовороте событий и поэтому живут в нереальном мире. Лишь нам, живущим в неподвижности заточения, дано видеть и знать».
Как правило, этот Аркан несет неспособность к внешней активности, заточение в монастыре духа. Воля связана по рукам и ногам, все силы уходят на духовную работы, смену точки сборки. Под давлением внешних обязательств собственная пассивность воспринимается мучительно. В любом случае, человек чувствует себя несвободным в своих решениях: не может делать либо то, что хочется, либо то, что надо. Надо набираться терпения и смирения, сохранять спокойствие, ждать, воспринимать ситуацию с ее светлой стороны. Может выпасть тогда, когда имеется довольно четкое представление, что необходимо сделать, но что-то не позволяет предпринять это действие.
Это карта принятия судьбы, поучения долгу и терпению. Человека могут ограничить обстоятельства, вплоть до понимания ее глубинного смысла, а потом смирение диктуется уже этим пониманием. Повешенный отучает цепляться – за контроль, власть, удобства, привязанности. Он не поучает, как Иерофант, не призывает к суду, как Правосудие, не громит, как Башня. Он просто….подвешивает. Лишая власти и контроля, он дарит подлинную смиренную готовность к принятию перемен, жизненную гибкость, эластичность мышления.
Повешенный нередко выпадает тогда, когда происходящее кажется странным, трудным для осмысления. Творятся непостижимые вещи - то, чего на самом деле быть не может. Но это не должно слишком пугать, лучше постараться быть открытым всему новому, посмотреть на мир другими глазами. Двенадцатый Аркан говорит: если привычный мир встал c ног на голову, помни, что и ты можешь сделать то же самое. Терпеливо жди развития событий. Учись наблюдать, но старайся при этом сохранить ясность мышления и спокойствие души. Учись, терпи, сохраняй ясность духа – и жди. Еще более важно сохранить равновесие между тем, что есть в тебе, и тем, что происходит снаружи - не надо пытаться уйти в себя и ограничиться миром собственных переживаний. По этой карте идет переворот всей системы ценностей (но не разрушение по Башне, а именно парадоксальное переустройство «с ног на голову»). Парадокс, взгляд с другой точки зрения, полное изменение в сознании (оно может быть мучительным само по себе, если человеку тяжело пожертвовать привычным мнением).
На практике эта карта означает необходимость учиться новому. Таким образом, это одна из карт, дающих положительный ответ на вопросы вроде: “поступит ли ребенок в институт?”. Да, поступит и попадает в ситуацию уз и академических обязательств, пока не «выпутается», успешно защитив диплом, таким образом, придется приносить многие жертвы ради высшей цели. Однако и людям взрослым она советует не держаться за старые представления, а попробовать найти новую точку зрения. Дух этой карты - преданность, самоотдача, самоотречение ради высшей цели (сходно с принятием монашеских обетов). Отказ от чего-то ради чего-то лучшего, ведомого тебе одному, сокровенного.
Основное положительное значение этой карты: рост мудрости, интуиции. Это также сильная карта ясновидения.
3. Влияния / Сознание
Представляет то, что вы уже знаете или чувствуете по поводу проблемы в своем сознании. Эти вещи важны, потому что они помогают «окрасить» ваше отношение к проблеме, это помещает проблему в личный контекст.
Дьявол
«Одержимость мелким бесом».
А иногда средним и крупным – калибр могут подсказать другие Арканы. Человек находится во власти какой-то навязчивой идеи, страха или другой сильной эмоции, воздействующей на него разрушительно. Стадия в духовном развитии, символизирующая столкновение с собственной тенью, с темными аспектами собственной личности, которые исподволь управляют нами. Это испытание, по ходу которого можно увидеть самую инволюционную часть своей натуры, которую не желаешь принимать или, даже если принимаешь с распростертыми объятиями, все равно не знаешь, как контролировать.
По Дьволу человек может носиться с какими-то злыми намерениями – отомстить, похитить, соблазнить или даже убить ко всем чертям. ОЧЕНЬ характерная особенность Дьявола в том, что человек вообще не думает о грядущих последствиях. Мир, мышление и жизнь как будто заканчиваются для него в той точке, где это будет реализовано: вот я соблазню, завладею, отомщу, порешу...а там будь что будет. Дальше мышление обрывается, потому что думающий сейчас за человека тонкий демон полностью «самоосуществится» в этой цели и отпадет, ему больше ничего не будет нужно от человека, а вот жить дальше и расхлебывать придется самому. В Дьяволе всегда силен элемент внутреннего слабоволия (именно внутреннего, внешне человек может вести себя чрезвычайно целенаправленно, и цель обычно та самая, «дьяволова»). Присутствует самопотакание, огромная зависимость от своих желаний, влечений, пристрастий. В гороскопе они обычно обозначены положением Лилит – что называется, «слабое место», через которое человек склонен деградировать, то, как проявляется его испорченность, слабоволие или беспринципность. Лилит может быть разной силы и проявляться очень по-разному в зависимости от знака, дома и аспектов. То же самое можно сказать и про Пятнадцатый Аркан. У кого-то это постыдный страх и дрожь в коленях, а у кого-то – искушение смести все на своем пути, не оставив камня на камне, боятся пусть все остальные... У кого-то он больше связан с жестокостью и разрушением, а у кого-то с безудержностью сексуальных импульсов. Дьявол одинаково хорошо внушает патологическое влечение и патологическое избегание. Одних Дьявол скорее услаждает, других скорее мучает, но в любом случае все имеет свою цену. В некоторых случаях человек совершенно отчетливо видит, что это «жуть во мраке». Но как искуситель Дьявол чаще всего предстает под привлекательной личиной. Именно в этом-то и трудность бороться и противостоять.
В худшем случае, Дьявол указывает на попадание в саморазрушительное рабство к своим пагубным пристрастиям, искушениям, привычкам, зависимость от них. Отсюда элемент беспринципности – обещания избавиться от этих страстей как правило только слова. Вообще мораль человека, описываемого Дьяволом, чрезвычайна сомнительна, и доверять ему не стоит для собственной же пользы. Пятнадцатый Аркан может указывать на виновность в противозаконных действиях (а уж по какой статье они проходят, могут подсказать другие карты).
Дьявол часто говорит о рабской чувственности, зависимости от собственного комфорта, которая может проявляться и как непомерная жадность к шикарным вещам, и как наркомания, и как одержимость сексом, и просто как непобедимая лень. Еще одно очень часто проявляющееся значение Дьявола – зависимость от другого человека.
А иногда Дьвол просто подстегивает отчебучить чего-нибудь эдакое, повыпендриваться, пережить нечто «захватывающее»...или просто «быть как все», не отстать от мира сего.
4. Корень/Подсознание
Представляет вещи, о которых вы еще не знаете. Выявление подсознательных факторов очень важно при решении проблемы.
Восьмерка Мечей
Стесненное и подавленное.
«Сам себе враг». Состояние бессилия и нерешительности, несвободы и страха, «психологического ступора». Личность не развивается, потому что боится ошибок и последствий своей активности. Сомнения и страх сделать неправильный выбор «ослепляют». Человек предпочитает сохранять неподвижность, отстраняется от принятия решений и конкретных действий, и надеется, что кто-то извне все решит за него.
Восьмерка Мечей подобна навязчивой идее, которая исключает из головы все альтернативные варианты. Действовать в таком состоянии как правило просто невозможно, это карта самопарализации, закрепощения. Все попытки действовать как-то иначе наталкиваются на огромное сопротивление. Восьмерка Мечей показывает, что мы сами подавляем какую-то часть своей личности. Часто это внутренние барьеры или запреты, которые мы обычно ставим себе сами, однако предпочитаем находить их причину в окружающей среде. Такая типичная позиция "Да, но..." ("Я бы с удовольствием сделал то-то и то-то, но...", "Мне бы очень хотелось иметь то-то и то-то, но..., "Я был бы рад стать тем-то и тем-то, но...").
При этом единственным препятствием на пути к этим вещам оказывается на самом деле нежелание сделать шаг для своего же блага. Эта карта показывает нам, что те ограничения, трудности и запреты, которые мы ощущаем как помеху, не принадлежат внешнему миру, а отражают лишь наши собственные страхи (не случайно следующий Аркан – это «панические атаки» Девятки Мечей). Хотя иногда речь может идти лишь о временном отказе от чего-либо или о добровольном ограничении, основанном на вполне достоверной информации, все же обычно Восьмерка Мечей указывает нам на блоки, которые необходимо преодолеть и запреты, которые необходимо изжить.
И тут уж каждому свое. Подсказку могут дать окружающие карты, а нередко - сама тема вопроса. Вообще Восьмерка Мечей всегда ставит на вид работу над собой - что стоит за боязнью заявить открыто о своих желаниях, добровольным самоограничением?
Банцхаф и Акрон акцентируют беспокойство, дурные предчувствия, преувеличение значимости проблем и внутренние метания. Блоки мышления могут выражаться как в его хаотичности, так и в догматичности. Застенчивость, робость, страх оказаться в центре внимания.
Иногда карта описывает оклеветанного, опозоренного человека, или просто пребывающего в униженном (по сравнению с привычным) положении. Иногда на передний план выходит чувство заброшенности и уязвимости, полного одиночества перед лицом жестокой судьбы, реже – саморазрушительное поведение. В любом случае, не стоит недооценивать страдание и чувство бессилия, связанные с этой картой.
Эта карта имеет нечто общее с Повешенным, и в ней также есть мотив жертвы, принесения чего-то на алтарь, признания и искупления. По Восьмерке Мечей мы жертвуем собой в той или иной форме, поступаем против своей естественной воли, терпим, смиряемся, капитулируем, восходим на эшафот, чтобы претерпеть какую-то экзекуцию. Значение этой карты, которое нередко себя проявляет – расплата за ошибки, этакая полуритуальная «порка провинившегося».
Возможно, сила воли и твердость сталкиваются со слишком разрушительным влиянием. Но чаще всего это влияние представлено сомнениями и внутренними конфликтами, которые не дает сделать ни шагу к цели. Сдержанность и контроль хороши, когда помогают достичь желаемого, но здесь налицо обратный эффект.
5. Прошлое
Как можно предположить, эта карта представляет, какие события или действия в прошлом привели к текущей ситуации.
Тройка Пентаклей
Карта дает не особенно головокружительный, но устойчивый прогресс в реализации идей. Дела пойдут в гору, начнут крутиться сами по себе. Ее присутствие в раскладе говорит о том, что идеи материализуются, задуманное воплощается в жизнь, мечты осуществляются, причем это происходит благодаря усилиям самого человека и оценке со стороны других людей.
Это карта конкретных поступков, труда, стабилизации достигнутого, приведения дел в порядок. Тройка Пентаклей говорит о возможности засучить рукава, трудиться как папа Карло, осуществить то, что долго откладывалось или убрать с дороги то, что мешает. Она также возвещает горячую пору проверок и зачетов, ситуаций, где действия человека оцениваются со стороны. Главное значение Тройки Пентаклей - претворение в жизнь проектов, движение вперед, развитие профессиональных навыков, обретение прочных знаний.
Демонстрация всех накопленных умений, боевая готовность. Своего рода самоэкзамен – нога занесена, чтобы сделать новый решительный шаг вперед, по направлению к грядущим успехам.
Многие авторы считают, что появление Тройки Пентаклей в раскладе указывает на важность объединения усилий, обмена мнениями в любом, даже самом индивидуальном деле. То есть для решения проблемы нужен как минимум еще один или даже два человека, помощь каких-то экспертов, консультантов, советчиков.
Считается, что Тройка Пентаклей может оказывать влияние даже на Старшие Арканы в раскладе: благоприятное значение она усиливает (или «подкрепляет»), неблагоприятное, напротив, ослабляет. Считается, что эта карта - признак того, что вскоре вопрошающий получит что-то, что страстно желал приобрести. О том, в какой именно области ждет «скорая прибыль», можно судить по соседним картам в раскладе.
6. Будущее
Представляет ближайшее будущее ситуации.
Паж Пентаклей
Как и все Пажи, Паж Пентаклей несет важные для вопрошающего известия, и в соответствии с практичной мастью Земли, они, скорее всего, будут касаться учебы, работы и доходов. Эта карта благоприятна для решения повседневных практических жизненных вопросов. Назревшие покупки, начало занятий в спортзале, заключение договоров… С ней связан рациональный и прагматичный подход к делам. Важно не упустить момент и не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Это шаг навстречу достойным ценностям.
Для человека, желающего улучшить свое материальное положение и поучить предложение и возможность это сделать, лучшего знака в раскладе не придумаешь. Иногда по этой карте приходит консультативная, финансовая и иная практическая поддержка, однако чаще это возможность добиться успеха своими силами, осваивая какое-то новое занятие и находя применение своим способностям. В раскладе это возможность приобрести знания, успешная учеба, и судьба идет навстречу, предоставляя интересные возможности.
Появление этой карты в раскладе - знак того, что у вопрошающего есть хороший шанс начать новый проект. Паж Пентаклей говорит о наличии ресурсов для задуманного дела. Даже если эти ресурсы – всего лишь способность и возможность научиться, это уже немало. Детальное и добросовестное изучение нового задания – тоже урок в школе жизни. Эта карта очень способствует трудолюбию, прилежной работе, серьезному отношению к своим идеям и делам. Его частые значения - поступление в учебное заведение или успешная учеба. Паж Пентаклей, что называется, «взялся за гуж». Это карта хороших перспектив в практических занятиях, она олицетворяет собой некий важный и ценный импульс, который еще долго будет приносить плоды. Карта советует открыться ему со всем энтузиазмом и постараться извлечь максимум пользы из представившейся возможности. По Пажу Пентаклей к нам приходят заманчивые и действительно хорошие предложения, и от них не отмахиваться, если другие карты расклада этому не сильно противоречат. Паж Пентаклей всегда предполагает, что нам придется с чего-то начинать, осваивать и пробовать что-то новое. И это не минус, а плюс!
Энергия Пажа Пентаклей – это чистая сила концентрации на каком-то деле, сосредоточенные усилия и прогресс. Он полностью поглощен своим делом, какой-то одной целью. К чему приведет эта поглощенность, увенчается ли она успехом, будет ли за это награда, подскажут другие карты расклада. В этой многообещающей карте ощущается гармония. Чувствуется, что изображенному на ней персонажу можно доверять. Даже если в целом расклад повествует о неудачах, присутствие Пажа Пентаклей сообщает, что в происходящем вполне можно найти зерно счастливой возможности (например, повернуться лицом в сторону новой сферы деятельности, которую до этого не воспринимали всерьез).
Появление этой карты, особенно с Фигурными Арканами Чаш, предсказывает удачный путь вверх: возможность сделать хорошую карьеру, обрести поддержку интересующих людей, найти высокооплачиваемую работу. В зависимости от заданного вопроса, речь может идти о выгодной сделке, просто о жизненном опыте или неожиданном, но очень благоприятном выходе из создавшегося положения.
Традиция говорит, что появление Пажа Пентаклей в раскладе может говорить о том, что Процесс, начало которого положил Король Пентаклей, принес плоды, а также о совмещении теории с практикой.
Это карта также земных радостей и плотских утех. По ней можно прекрасно провести время на природе, в ресторане и в спальне.
7. Отношение
Показывает ваше отношение к проблеме, как вы к ней относитесь или реагируете на происходящее.
Смерть
Впору писать трактат «О бренности всего сущего и сущности всего бренного». По Смерти нас не покидает ощущение, что какая-то часть нашей жизни подошла к концу, и с этим ничего не поделаешь. Время обнимать, и время уклоняться, время разбрасывать камни и время собирать. Это ощущение может быть связано с опустевшим домом, из которого ушли дорогие люди, с опустевшим вследствие убытков кошельком, с необходимостью менять место работы, со здоровьем, вынуждающим подвести черту под прежним образом жизни. Смерть часто выпадает людям, дошедшим до определенного возрастного рубежа, когда происходит трансформация личности, переход в новое качество.
Выпадая в личном раскладе, Смерть говорит: еще один этап твоей жизни близится к завершению, в тебе зреет совершенно новая личность, меняется образ мысли, убеждения, чувства и реакции. Ты сможешь стать другим человеком, но при этом остаться собой, но в совершенно преображенном состоянии. У тебя появятся новые увлечения, новая система ценностей, новые друзья и знакомые. Изменению не подвергнется только та часть тебя, которую называют душой.
По сути своей только она является той созидающей силой, которая может действительно сотворить что-то новое и отбросить старое, так как только у нее достаточно сил, чтобы осуществить трансформацию и заставить нас духовно развиваться. Это - то единственное и бессмертное в нас, что переходит из одного воплощения в другое.
Иногда Смерть выпадает человеку, страдающему от страха перед жизнью. Он может искать утешения в иллюзиях или замыкаться в собственной скорлупе («Как страшно жить!»). Смерть может описывать человека, готового уйти – с работы, из отношений, а иногда и из жизни. Она несет суровость и горечь, подавленность и печать утраты, дух разъединения и отстранения.
По Смерти мы чувствуем, что окончание какого-то этапа не за горами, часто размышляем над нитью событий, прошлым и будущим (и первое видим куда лучше, чем второе; именно в силу этого обстоятельства иногда происходят попытки вдохнуть новую жизнь туда, где жизни быть уже не может).
Смерть нередко описывает человека, что называется, тяжелого, способного вносить заметные и нередко довольно безрадостные изменения в жизнь других. При этом он может быть хорошо воспитан, изысканно одет и не склонен поднимать вокруг себя шум (это не Башня). В то же время это достаточно радикальная в своих решениях личность.
Все эти «Так не доставайся же ты никому!», «Погибаю, но не сдаюсь» и твердое намерение забрать врагов с собой в могилу (или, например, тщательно уничтожить свои файлы на рабочем компьютере в случае увольнения) – это крайние проявления, но подобный дух может чувствоваться и в мелочах, что не делает совместную жизнь приятнее. Отличительная черта человека-Смерти – безрадостность. Это не означает вечного уныния и склонности тоскливо жаловаться окружающим, нет.
Он может держать совершенно адекватно, производить впечатление человека твердого характера и большой проницательности, иногда даже незаурядной красоты…но чего-то не хватает. Это что-то – способность радоваться жизни. Человек, описываемый тринадцатым Арканом – мастер уходить, отказывать, разрушать и говорить «нет». Его профессия может быть напрямую связана с жизнью и смертью и быть, что называется, опасной – для него самого и для других людей. Человек-Смерть обычно отчужден и очень «сам по себе». Он ни с чем не слит, ничему не обязан.
В любой среде он подобен чужеродному телу. Однако, подобно смерти, он редко бывает «случайным гостем», и если уж его куда-то занесло, то он, вероятнее всего, находится там на своем месте, даже если никому из окружающих так не кажется.
Человек, описываемый Тринадцатым Аркном, часто проницателен, ему присущ особый дар прозрения в отношении себя и других, возможность видеть глубинные мотивы или неизбежный финал событий.
8. Окружение
Карта показывает, какие внешние факторы влияют на ситуацию.
Паж Жезлов
Озорное и искрометное. Наивное и восторженное. Весна в сердце, радость жизни, спонтанность и вдохновение. Карта может описывать бесшабашный настрой, отличное настроение, веселье и эйфорию. В состоянии, описываемом Пажом Жезлов, мы готовы ринуться в водоворот приключений, с готовностью идем навстречу неизведанному, приветствуем свежесть и новизну в любых проявлениях.
Как и Рыцарь, Паж Жезлов отличается порывистостью, импульсивностью и спонтанностью. Он весел, открыт, непосредственен, склонен к импровизации, и излучает волнующий и чарующий дух оживленности. В нем нет такой неуемности и соревновательности, как в Рыцаре, но он так же любит порисоваться и действует без подготовки (в отличие, например, от Пажа Мечей, который обязательно выстроит систему ходов хотя бы на три шага, продумает, что именно следует соврать, чтобы поверили, и о чем смолчать, чтобы потом обронить с невинным видом в подходящий момент). В нем нет еще той уверенности и мощи, которую излучает Рыцарь Жезлов, но есть соблазнительная юность. Это первичные проявления смелости, красоты и силы, которые обязательно разовьются в большее, если ничто не помешает. По духу это гиперактивный подросток, которому трудно усидеть на месте, хочется попробовать все и сразу, и тут же получить признание своей исключительности. Сочетание привлекательности и неискушенности, соблазнительности и незрелости может сыграть с ним плохую шутку и сделать приманкой для людей старшего возраста, желающих им воспользоваться.
Традиционная формула, описывающая этот Фигурный Аркан: здравомыслящий молодой незнакомец с добрыми намерениями, честный человек, лояльно настроенный по отношению к вопрошающему, мужественный и честный защитник других, уверенный в себе рассудительный друг, которому можно доверять. Паж Жезлов являет собой образец молодого человека того типа, про который принято говорить: «с хорошими задатками». Пока еще не вполне понятно, будут ли эти многообещающие задатки реализованы во что-то конкретное, или же они так и останутся нераскрытыми. Это энергичный воодушевленный новичок, энтузиаст, но со школьническим подходом и несколько инфантильным отношение к делу и жизни в целом. По традиции, Паж Жезлов олицетворяет существо еще незрелое по возрасту либо же по жизненному опыту, но с отличными задатками. Хороший портрет - молодой, динамичный, оптимистичный, полный восторженной готовности познавать новое студент первого курса. Он находится в подчиненном положении, но готов проложит себе путь к вершине, движимый «огненными» амбициями.
9. Надежды и страхи
То, что произойдет, на Ваш взгляд. Ваш самый большой страх. Некоторые читатели интерпретируют либо положительное, либо отрицательное значение в зависимости от карты в этой позиции. Другие увидят в карте двойственность и интерпретируют как надежды, так и опасения из одного и того же. Часто они являются зеркальным отражением друг друга.
Двойка Пентаклей
«Великий комбинатор». «Фигаро тут, Фигаро там». Гибкость, ловкость, деловитость и предприимчивость, способность адаптироваться. Возвращение к обыденности (например, после болезни или отпуска), лихорадочная деятельность и житейская суета. При этом Двойка Пентаклей – карта вовсе не мрачная и удручающая.
Ее дар и урок - способность радоваться жизни при любых обстоятельствах (будь то напряженка со временем или деньгами), философски воспринимать происходящее, без глубокомысленной хандры, смотреть на многое сквозь пальцы, ничего не принимая близко к сердцу. Карта указывает на веселого человека без признаков удрученности, который играючи справляется с жизненными трудностями (и, выражаясь слэнгом дня нынешнего, не склонен «грузиться» и «морочиться»). Искусство жить как живется, и пусть все идет своим чередом.
Карта противоположна любым проявлениям ригидности (ближайший пример в колоде – Четверка Пентаклей). В ее ведении - удача, веселье, легкость, получение удовольствия от жизни (иногда – всех «тридцати трех» непонятно как, но если рядом еще и Тройка Чаш, будьте уверены). Глядя на человека Двойки Пентаклей, иногда испытываешь смесь зависти и недоумения – как он умудряется? Остап Бендер может и перебивался с хлеба на воду, но кто скажет, что его жизнь была бедна?
Прилив сил, энергии, веселье, живость, бодрость, легкость на сердце. Может быть беспечность и безалаберность – пляшем под дудку своих желаний, но радуемся жизни.
10. Результат
Это наиболее вероятный исход ситуации, если все пойдет по нынешнему пути.
Двойка Чаш
Не следует надеяться только на свои силы, необходима поддержка со стороны. Когда есть поддержка и шанс посоветоваться с кем-либо, можно надеяться на удачу.
Благодаря помощи других людей, человек добивается многого, и в данный момент его целеустремленность и личный опыт не так важны. Лучше пусть будет больше друзей, чем денег. Пословица: «Не имей 100 рублей…» и по сегодняшний день остается актуальной. Не смотрите на мир через «розовые очки», есть риск для успеха, профессиональной деятельности и отношений.