Перед тем, как приступить к гаданию, необходимо сосредоточиться на том вопросе, на который вы хотите получить ответ.
Кельтский крест
Кельтский крест, вероятно, является одним из старейших и наиболее широко используемых раскладов Таро по сей день. Он универсален в своей способности охватывать аспекты, связанные с вашим вопросом или чтением, и предлагает всестороннюю интерпретацию. Чтение карт Кельтского Креста Таро предсказывает ваше будущее. Это отличается от пророчеств, использующих вычисления даты, время и год рождения. Каждое предсказание или выбор карты могут не указывать на один и тот же результат. Точность зависит от вашего намерения и концентрации на момент выбора. Таким образом, очень важно сконцентрироваться, чтобы достичь наиболее значимого результата.
1. Вопрошающий / Сигнификатор
Карта представляет Вас и ваше состояние.
Отшельник
Серьезное и самостоятельное (при условии, что человек не совсем новичок на пути духа и хоть как-то адаптирован к энергиям Отшельника, в противном случае – депрессивное и запутавшееся). «Думаю. Прошу не мешать» (пишу диплом, хожу на психотерапию, заканчиваю проект, делаю запись в блоге…). Отшельник – это жизнь по своим правилам. Устремленность скорее во внутренний мир, чем во внешний, преследование исключительно внутренних целей и равнодушие к внешним достижениям. Это - не Колесничий, который ищет себя во внешнем мире, совершая поступки, а уединенное исследование колодца своей души и отшельническое бытие.
Духовная самостоятельность, следование своим собственным путем, на котором нет попутчиков, поиски собственной правды (а не социально желательной). Отшельнику свойственно желание убежать от жизни, замкнуться в себе, но причина тому не страх, а жажда знания и обретения себя. Это продуктивное одиночество, погружение в свой внутренний мир, оторванность от материальной реальности, от сует и забот обыденной жизни, потребностей цивилизации. Это внутренняя собранность, но не для мирской жизни, а для поиска непреходящего. Что мы делали бы во внешнем мире, если бы каждому из нас не был дан его собственный внутренний мир?
Отшельник ревниво оберегает это мир – почти так же, как Император оберегает внешние владения и завоевания. Часто эта карта описывает боязнь раскрытия тайн (если рядом еще и Луна, то сильную и обоснованную). Отшельник хорошо «шифруется», и его бесполезно искать в социальных сетях – в лучшем случае там обнаружится ни к чему не обязывающий и формальный профиль. Этот человек тщательно скрывает от окружающих свое лицо, не стремится вступать с ними в контакт, опасаясь, что его одиночество будет нарушено. Он, кажется, рождается со знанием экзистенциальной истины, что мы все одиноки, рождение, смерть, боль, откровение – все это оставляет наедине с собой. При этом одиночество пробуждает его мысль, несет глубину и покой и является одним из наиболее вдохновляющих состояний. Тому, кто не адаптирован к энергиям Отшельника, это кажется просто невозможным. Самый мистический элемент Аркана – фонарь. Разглядеть его свет, вот духовная задача девятого Аркана. Отшельнику чужды беспомощность, разочарование или отчаяние. Он понимает, кто он, и знает, что делает и почему – или, по крайней мере, именно к этому состоянию Аркан призывает придти.
Важные качества Отшельника: благоразумие, осмотрительность, проницательность, серьезность помыслов, рассудительность, умение вовремя взять себя в руки (особенно с Силой), способность управлять своими эмоциями. Защищенность, независимость, духовная самостоятельность и самодостаточность. Мудрость, скрытность. Строгость, серьезность. Терпение, невозмутимость. Подчеркнутая незаметность (такой человек, даже обладая выдающимися внешними данными, сознательно сделает все, чтобы «пригасить» эффект). Отшельник вообще не особенно озабочен социализацией. Его адаптированность к социуму может быть вообще очень поверхностной – так, на уровне заставки для «рабочего стола». Выглядит как будто общепринято, но при попытке открыть любой файл выясняется, что расширение нестандартное или либо не открывается вовсе, либо язык не вполне читабелен, и пользователю явно недостает каких-то подключений, чтобы все это загрузить…и всем этим загрузиться. Таков Отшельник, и пол, возраст, звание и состояние тут дела не меняют. Плащ Отшельника на Аркане символизирует смазанность и закрытость его физической и социальной сути во время одинокого пути духовного восхождения. Но фонарь его, случается, становится путеводной звездой для других.
Работа с собственной душой, самоосмысление в уединении, поиск одиночества для внутренней работы. Само-бытность – вот еще одной ключевое слово Отшельника. Но иногда она достигает той стадии, когда человек так замкнулся в собственном эгоистичном мирке, что до него уже практически невозможно достучаться. Отшельник в принципе очень независим от окружающих и слабо реагирует на их одобрение или неодобрение, так как единственным мерилом всего и вся для него является собственная жизненная философия.
Отшельник символизирует опытного посвященного, хорошо усвоившего ранее полученные уроки жизненной мудрости. Часто это человек, которого судьба на какое-то время и каким-то образом «вынимала» из жизненной суеты – например, он много времени проводил в больнице, жил на отшибе или работал в закрытом учреждении. Отшельник любит духовные практики и посты. Он никогда не становится частью толпы. Призвание, проклятие и дар Отшельника – подчиненность воли внутренней истине. И только ей. Не капризам, не от ума принятым решениям (она с этой истиной могут быть в конфликте), не наведенным извне понятиям, и даже не слабостям и силам собственного характера. Только ведущей его неведомой силе. Отшельник – это почти что Шут, разница в том, что перед Шутом открыты все пути, а перед Отшельником – только через тернии к звездам. Узкий Путь. Границы его могут быть выложены драгоценными камнями или увиты колючей проволокой, сути дела это не меняет. С точки зрения символики шест Шута, на котором крепится узелок, становится посохом Отшельника, помогающим странствовать и дающим на пути единственную опору.
Этому человеку могут быть свойственны отчужденность, ярко выраженная интровертность, сдержанность и замкнутость. Отшельник бывает попросту стар. Причем старость может измеряться вовсе не паспортным возрастом, а закостенелостью, негибкостью, отчуждением от людей, духовной дряхлостью и категорическим неприятием окружающего современного мира. Есть люди, у которых кризис среднего возраста начинается непосредственно после кризиса пубертатного. В лучшем смысле Отшельник может символизировать человека таких внутренних богатств, что мир внешний кажется ему не более чем мишурой и бижутерией – вес имеет, но ценности не представляет. Он действительно ставит себе исключительно внутренние цели, причем бывает, что не на одну жизнь.
Негативное значение – самодовольное пребывание в мирке своих знаний, пусть вековых и эзотеричных, но не используемых на практике. Ожесточенность, изоляция, депрессия, аура скорби и утраты, мрачность и безрадостность. Отчужденность от людей, горечь. Через тему замкнутости и скрытности вырастают такие негативные традиционные значения как притворство, укрывательство, лицемерие и даже измена.
2. Препятствие / Вызов
Представляет проблему или задачу, по которой осуществляется гадание. Это может представлять проблемы или представления, которые вы должены преодолеть, прежде чем проблема может быть решена.
Шестерка Мечей
Толкование Шестерки Мечей (где по идее цифра и масть должны описывать ясность и гармонию разума) нередко доставляет затруднения любителям Таро. Как раз этой ясности и неоднозначности как-то недостает, а при знакомстве со специальной литературой, посвященной значениям карт, замешательство относительно Шестерки Мечей нередко только возрастает. И тебе путешествия, и тоска-неуверенность, и интеллектуализм, и чуть ли не отшествие в мир иной...все смешалось. На карте человек управляет плоскодонкой, путь лишен опасностей, внешней угрозы, груз невелик, да и труд перевозчику не в тягость, однако люди сидят согнушись, в молчании и печали, а река смахивает на Стикс. Сочетание цифры, масти и будоражащего, пограничного образа перевозчика в лодке и фигур в плащах приводит к изумительной расплывчатости толкований, и расклад далеко не всегда помогает определиться с акцентами (хотя бы в смысле позитива или негатива).
Пожалуй, ключевые слова Шестерки Мечей – выход из положения. Она несет выход из сложной, запутанной или даже опасной ситуации, уход от проблем. Это целесообразное поведение по преодолению трудностей (то, что называется coping). Этот Аркан описывает дистанцирование от происходящего (от серьезных сложностей, которые в ряду карт символически описывает Пятерка Мечей), восстановление спокойствия и самообладания, возможность «унести ноги» оттуда, где все слишком запуталось. Это новые жизненные перспективы, новые цели и новые средства.
Эта карта говорит о готовности оставить позади печали и направиться к новым жизненным берегам, даже если перемены не внушают особого энтузиазма и есть некоторые сомнения относительно выбранного направления. Все равно мы начинаем движение к новым жизненным ориентирам – по доброй воле и вынуждаемые обстоятельствами, но без особых трудностей. Все, что на стадии Пятерок казалось утраченным, в Шестерках возвращается. Что касается масти Мечей, то это безопасность и покой. Равновесие может быть достигнуто путем нахождения укромной бухты, тихой заводи, надежного убежища. Иногда, чтобы их обрести, человек попросту бежит из трудной ситуации. А уж другие карты показывают, сжигает ли он при этом мосты.
По Шестерке Мечей происходит уход от серьезных неприятностей – тяжелой работы, сложных отношений, бесприбыльного бизнеса и всяких mission impossible (если рядом еще и Десятка Жезлов, то так оно и есть, а если Семерка Мечей, уход происходит с долей обмана). Это отход от лихорадочной деятельности, хлопот. В наиболее позитивном смысле Шестерка Мечей в раскладе сообщает, что период стресса в прошлом и сейчас все постепенно начнет налаживаться. Ее присутствие говорит, что сейчас все начинает меняться, есть какая-то динамика, происходит выравнивание. Переход от одного способа существования к другому – это факт.
Конечный же результат неизвестен. Речь обычно идет о вынужденной необходимости самостоятельно идти выбранным путем, о разделении (и в какой-то степени – освобождении), о смене ориентиров, и надо сосредоточиться на позитивных перспективах такого решения, мобилизовать все душевные силы, внешне и внутренне успокоиться, как воды на картинке, и открыться новым жизненным урокам. Поначалу будет страшно, но это исполнит жизнь новизной, и грусть пройдет.
В соответствии с большинством толкований, Шестерка Мечей - знак благополучного разрешения загаданной ситуации, достижения желаемых перемен. Она отображает относительно гармоничный этап жизни, атмосферу относительного мира и покоя после бурь и сует, расслабление после напряженного периода. Традиционное значение – «успех после волнений», «обретение тихой гавани».
Во-вторых, по ней действительно довольно уверенно идут поездки и путешествия (в особенности отпускного-восстановительного типа, хотя бывают и деловые, а бывают и метафорические), смена обстановки, места жительства, места работы, переезд.
"Новый берег" не обязательно означает физическое перемещение откуда-то куда-то; это может быть открытие чего-то нового в самом себе, перемена душевных ориентиров, усвоение новых правил игры, новых норм жизни, новых ценностей, или знакомство с другими культурами и религиями. Шестерка Мечей тесно связана с обучением (примерно в той же степени, в какой Восьмерка Пентаклей с работой). По ней идут всевозможные мероприятия, связанные с интеллектуальным развитием – курсы, выставки, чтение, поиск информации в интернете, вообще передача идей, сведений, полезной информации. Поиски правды. Это работа ума, проникновение в тайны, накопление информации, осознание дальнейших перспектив, справедливое понимание. Творческая мыслительная активность, объективный анализ, попытка спланировать тревожащее будущее.
Это может быть переезд в другой город, поступление в учебное заведение (и в особенности, если оно сопровождается сменой места жительства), вступление в новый «клуб», новый круг людей, освоение нового образа жизни, и скорее всего все это к лучшему, даже если вопрошающего гложет неуверенность. Абсолютно точно смысл Шестерки Мечей передает Песенка Студента из вагантов. Это борьба между головой и сердцем, где побеждает голова, и сердцу не по себе, но в конечном счете все это служит развитию. Нередко это «вынужденные» поездки – вполне возможно, человек едет добровольно, но такое решение он принял потому, что иначе оказался бы в ситуации неблагоприятной или бесперспективной. В более негативном смысле – это поездки в связи с печальными событиями (например, карта реагирует на похороны).
Появление гостей. Получение послания. В старинных толковниках упоминается такое значение как поручение, задание, destination – человек получил цель, надо отправляться. Перевозчик на карте трактуется иногда как специалист, эксперт, инструктор, оказывающий помощь при переменах. Важным аспектом этого являются коммуникация, переговоры и обмен информацией.
В качестве результирующей карты расклада Шестерка Мечей означает перемены с неопределенным результатом или же побег из ситуации.
3. Влияния / Сознание
Представляет то, что вы уже знаете или чувствуете по поводу проблемы в своем сознании. Эти вещи важны, потому что они помогают «окрасить» ваше отношение к проблеме, это помещает проблему в личный контекст.
Башня
«Как громом пораженное».
Скорее всего, человек в шоке. Он сражен наповал какой-то новостью или событием, и все, что он планировал прежде и на что надеялся, внезапно изменилось. Может быть, он решительно пытается освободиться от чего-то и выступает в роли разрушителя, но опять же, тому есть какая-то причина.
Башня – это стресс-тест, выявляющий все наши слабые места. Падение ошибочных убеждений под напором реальности, низвержение ценностей, которые обеспечивали нам уверенность в будущем и чувство защищенности (в эмоциональной сфере, профессиональной, финансовой...духовной, наконец). Образ Башни может означать структуры, с помощью которых человек пытается оградить себя от роста, от мира, от активности и разнообразия жизни. В определенном смысле на XVI Аркане изображена тюрьма, состоящая из ригидных, непроницаемых для изменений и при этом высоко возносимых представлений. В ее угрюмых стенах заперты неиспользуемые силы, нераскрытые эмоции, парализованная энергия. Они накапливаются и давят все сильнее. Человеку становится тесно в самом себе, но он упорно заставляет себя скрючиваться, лишь бы только не расти из страха перед болью (и жизнью). По сути все это сооружение – это тщетная попытка остановить процесс роста, изменений, перехода из одного состояния в другое. И вот, реальность, обусловленная ограниченным кругозором, подвергается разрушению. Громоздящаяся к небу Башня воззрений (и та область жизни, где человек полагал себя надежно защищенным) неожиданно зашаталась и разлетелась вместе со старой картиной мира. Это часто воспринимается как катастрофа, поскольку рушатся именно те структуры, которые составляли самую основу нашей уверенности, но на самом деле это заслуженный кризис, невозможность оставаться на устаревших позициях. По Башне происходит ни что иное, как создаются условия для дальнейшего роста. Это боль, стоящая на пути к возрождению.
Все мы проходим через опыт Башни много раз. Человек несовершенен, и его познание мира всегда лишь частично. Все мы в какой-то степени ограждаем себя от окружающего в целях обретения стабильности и спокойствия. Разочарование в своих иллюзиях, надеждах и рациональных построениях не минует никого, вопрос лишь в том, как часто пересматриваются позиции (здесь главную роль играет открытость и взаимодействие с внешним миром, вообще с силами, которые превосходят собственное «я»). Если человек долго этого не делает (а кирпичики представлений мы так или иначе укладываем каждый день), то успевает взгромоздить очень высокую конструкцию, и тогда рискует оказаться попросту «похороненным» под ее обломками - выкапываться придется долго, и этот опыт оставит свои шрамы. Это особая жизненная мудрость – понимание того, что стены твоей башни тебе скорее враги, чем друзья. И все равно ощущение при падении может быть попросту жутким. Иногда по ней проходит "праведный гнев" и ярость разрушения и освобождения, но чаще переживается потеря ориентации, экзистенциальный ужас, ошеломляющее осознание того, что ты – не тот человек, каким себя представлял, что ты хватаешься за воздух, подобно падающим фигурам на карте.
Человеку, страдающему от острой боли по Башне, важно помнить, что он не один. Там, с высоты, Кто-то смотрит на него, все видит (потому и долбанул, что видит...) и не оставит его ни при каких обстоятельствах. Даже явные потери являются ценными дарами Вселенной, а времена кризиса и отчаяния часто становятся самыми плодотворными фазами роста. Честно взглянув на себя, можно по-настоящему освободиться и пойти дальше. Как замечено одной из современных западных тарологов «Принимая потрясение, вы сможете продвигаться по своему настоящему пути, и рано или поздно вам блеснет Звезда надежды. Альтернатива – тащиться по грязи в качестве пассивной жертвы, удивляясь тому, где вы находитесь и как вы сюда попали». Очень ярко действие Башни просматривается в «Опасном повороте» Пристли, где главный герой обнаруживает, что все здание его жизни было иллюзией, и где вопросы обмана и самообмана показаны гениально. И еще одно, о чем обязательно надо помнить в «башенные» времена – самое важное, самое ценное и существенное уничтожить невозможно. Башня разрушает вовсе не это. Она сжигает мусор (даже если мы готовы вытаскивать его из огня голыми руками на тот момент).
У человека Башни – крайне беспокойный характер, это просто пороховая бочка. Он внезапно врывается на сцену, будто молния, и так же внезапно попадает, что тоже оставляет ощущение грома с ясного неба. Он вечно жаждет перемен (хотя бы бессознательно), ему тесно в определенных жизнью рамках, а оттого с ним все время что-то происходит, он сам и окружающие его люди получают регулярные «встряски». Он динамичен, уверен в себе, волнующе непредсказуем и всегда готов рискнуть. Башня вносит потрясения и сумятицу в жизнь тех, с кем его (ее) сталкивает судьба, это живой рок. При этом дух человека несгибаем, сломить его трудно, и собственная жизнь, полная крутых поворотов, служит ему если не уроком, то закалкой. Башню любого пола часто отличает взрывной темперамент и неспособность сохранять хорошие отношения с окружающими. Это прирожденный дуэлянт, который всегда лезет на рожон. В худшем случае это дебошир, скандалист и грубиян, а то и преступник. Исторически Башне соответствуют тираны и диктаторы (которых рано или поздно свергают, если они не успевают умереть до этого). По Башне проходят и мания величия, и кара за гордыню. У кого угодно уже десять раз сдали бы нервы, «а он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой». Впрочем, он обладает даром освобождать других, менее крутых и радикальных людей, от того, что их угнетает – раз-два, двери выбиты, телефоны оборваны, чемоданы собраны, да и вообще шут с ними, с вещами, и вот ты уже летишь «зайцем» в неизвестном направлении, не пытаясь даже гадать, чем все это кончится. С Башней фраза «увидеть Париж и умереть» перестает быть литературным оборотом.
4. Корень/Подсознание
Представляет вещи, о которых вы еще не знаете. Выявление подсознательных факторов очень важно при решении проблемы.
Смерть
Впору писать трактат «О бренности всего сущего и сущности всего бренного». По Смерти нас не покидает ощущение, что какая-то часть нашей жизни подошла к концу, и с этим ничего не поделаешь. Время обнимать, и время уклоняться, время разбрасывать камни и время собирать. Это ощущение может быть связано с опустевшим домом, из которого ушли дорогие люди, с опустевшим вследствие убытков кошельком, с необходимостью менять место работы, со здоровьем, вынуждающим подвести черту под прежним образом жизни. Смерть часто выпадает людям, дошедшим до определенного возрастного рубежа, когда происходит трансформация личности, переход в новое качество.
Выпадая в личном раскладе, Смерть говорит: еще один этап твоей жизни близится к завершению, в тебе зреет совершенно новая личность, меняется образ мысли, убеждения, чувства и реакции. Ты сможешь стать другим человеком, но при этом остаться собой, но в совершенно преображенном состоянии. У тебя появятся новые увлечения, новая система ценностей, новые друзья и знакомые. Изменению не подвергнется только та часть тебя, которую называют душой.
По сути своей только она является той созидающей силой, которая может действительно сотворить что-то новое и отбросить старое, так как только у нее достаточно сил, чтобы осуществить трансформацию и заставить нас духовно развиваться. Это - то единственное и бессмертное в нас, что переходит из одного воплощения в другое.
Иногда Смерть выпадает человеку, страдающему от страха перед жизнью. Он может искать утешения в иллюзиях или замыкаться в собственной скорлупе («Как страшно жить!»). Смерть может описывать человека, готового уйти – с работы, из отношений, а иногда и из жизни. Она несет суровость и горечь, подавленность и печать утраты, дух разъединения и отстранения.
По Смерти мы чувствуем, что окончание какого-то этапа не за горами, часто размышляем над нитью событий, прошлым и будущим (и первое видим куда лучше, чем второе; именно в силу этого обстоятельства иногда происходят попытки вдохнуть новую жизнь туда, где жизни быть уже не может).
Смерть нередко описывает человека, что называется, тяжелого, способного вносить заметные и нередко довольно безрадостные изменения в жизнь других. При этом он может быть хорошо воспитан, изысканно одет и не склонен поднимать вокруг себя шум (это не Башня). В то же время это достаточно радикальная в своих решениях личность.
Все эти «Так не доставайся же ты никому!», «Погибаю, но не сдаюсь» и твердое намерение забрать врагов с собой в могилу (или, например, тщательно уничтожить свои файлы на рабочем компьютере в случае увольнения) – это крайние проявления, но подобный дух может чувствоваться и в мелочах, что не делает совместную жизнь приятнее. Отличительная черта человека-Смерти – безрадостность. Это не означает вечного уныния и склонности тоскливо жаловаться окружающим, нет.
Он может держать совершенно адекватно, производить впечатление человека твердого характера и большой проницательности, иногда даже незаурядной красоты…но чего-то не хватает. Это что-то – способность радоваться жизни. Человек, описываемый тринадцатым Арканом – мастер уходить, отказывать, разрушать и говорить «нет». Его профессия может быть напрямую связана с жизнью и смертью и быть, что называется, опасной – для него самого и для других людей. Человек-Смерть обычно отчужден и очень «сам по себе». Он ни с чем не слит, ничему не обязан.
В любой среде он подобен чужеродному телу. Однако, подобно смерти, он редко бывает «случайным гостем», и если уж его куда-то занесло, то он, вероятнее всего, находится там на своем месте, даже если никому из окружающих так не кажется.
Человек, описываемый Тринадцатым Аркном, часто проницателен, ему присущ особый дар прозрения в отношении себя и других, возможность видеть глубинные мотивы или неизбежный финал событий.
5. Прошлое
Как можно предположить, эта карта представляет, какие события или действия в прошлом привели к текущей ситуации.
Король Мечей
В самом позитивном смысле Король Мечей говорит о вдохновленности какими-то новыми серьезными идеями и устремленности к новым целям. Эта карта несет потребность в знании или понимании чего-либо, множество идей и умение напористо действовать для их реализации.
По Королю Мечей в раскладе проявляется стратегическая выверенность того, что мы делаем – оно явно осуществляется по плану и с какой-то целью. Хладнокровие, критический подход и главное - точная реализация своих решений. Самый ценный дар Короля Мечей – это способность в любой момент совершить НУЖНОЕ действие (а не какое попало или какое вступило, как Паж или Рыцарь). По Королю Мечей происходит разруливание самых наболевших проблем, разрешение самых сложных вопросов (нередко силовыми методами или на грани того).
Король Мечей обладает безжалостной способностью принимать трудные решения. Появление этой карты в раскладе может говорить о том, что мы как раз и столкнулись с необходимостью принятия такого решения, опираясь на логику, факты или принципы.
Король Мечей старается всегда быть максимально эффективным и точным во всем, что он делает. Он может выступать и как миротворец, однако и здесь он будет действовать с позиции силы. В раскладе иногда это - Третья Сила, уравновешивающая две другие, находящиеся в противоборстве.
Приглашенный опытный профессионал, авторитетный эксперт по решению проблем, опытный советчик...самое мягкое взаимодействие с которым оставляет ощущение зачистки наждаком.
Также Король Мечей символизирует всякую власть: власть отца, начальника, судьи. На нем лежит бремя ответственности, и он вполне сознает его. По этой карте проходят самые матерые профессионалы, асы в своем деле. Люди, не обладающие такой же ясностью и скоростью мышления, при них часто просто теряются. Они всюду и сразу замечают все сколько-нибудь нелогичное, непоследовательное, неэффективное. Короли Мечей – люди как правило корректные, держащие дистанцию, ответственно выполняющие свой долг, способные справиться с трудными ситуациями, и отрешенные от собственных нужд и чувств. Им свойственны мужественность, принципиальность и бесстрашие.
Они умеют подавлять свои тревоги, но также как правило не терпят слабости, страхов и сомнений окружающих.
Если вопрос о человеке - то вот он, пожалуйста, находится при исполнении своих обязанностей, вооружен и довольно опасен. Ему свойственна довольно агрессивная и просчитанная целенаправленность - чтобы достичь своей цели, он ломает сопротивление. Он умеет оперировать убедительными аргументами, проницательно и принципиально доходит до корней вещей.
Он абсолютно привержен своим понятиям и убеждениям, и без колебаний отсекает все, что представляется ему излишним. В силу этого, многие его скорее уважают, чем любят, а некоторые попросту страшатся – ведь чтобы играть с ним на одном поле, надо быть вооруженным не хуже него, притом его же оружием, а это не всем дано.
Если речь идет не о какой-то личности, то, присутствуя в раскладе, Король Мечей может указывать на то, что это – абсолютно приципиальный вопрос, в хорошем или плохом смысле. Тут есть какая-то идея, внутренняя цель, принцип, ради которого человек на многое готов пойти. На этом этапе принимается окончательное решение и определяется "фронт работ". Уже есть концепция действия или процесса, все очень конкретно, время переживаний и колебаний миновало, настала пора действовать. Будет ли достигнут настоящий успех (и какой ценой) подскажут другие карты расклада.
Традиционное значение Короля Мечей негативно, и это не удивительно. Исторически ему соответствует тип средневекового монарха или как минимум главы заносчивого рыцарского рода, выражающего свои жизненные позиции и намерения преимущественно огнем и мечом. Если эта карта становится индикатором вопроса, то старинные толковники сообщают, что ситуация потенциально опасная, сомнительная, чреватая горем и разочарованием, «это может быть даже вопрос жизни и смерти».
Иногда по Королю Мечей напоминает о себе какая-то рана, душевная или физическая. Вообще это карта фантомной боли, существующей в нашем разуме, когда то, что уже отсечено, все еще дает себя знать.
6. Будущее
Представляет ближайшее будущее ситуации.
Четверка Пентаклей
Карта описывает нечто выстроенное с трудом, но и с определенным запасом прочности. Это может быть что угодно – бизнес, здоровье, отношения или система ценностей. Это «нечто» выглядит надежно, но на самом деле лишено эластичности и адаптивных способностей. Это карта обладания и сохранения того, что нам принадлежит, удовлетворенности теперешним положением и желания его сохранить. На этом сконцентрирована энергия человека, которому выпала Четверка Пентаклей.
Она символизирует расчетливость и тщательное планирование, готовность действовать, чтобы достичь желаемой стабильности, или сохранить существующий порядок. Она дает ощущение почвы под ногами, но...так же и ощущение, что какой-то фактор угрожает теперешней стабильности, так что возникает потребность защитить свое владение (сродни Девятке Жезлов). Эгоизм и жадность, стремление оберегать свои ценности (время, деньги, разные возможности), страх убытка, нежелание делиться. Это своего рода блокировка и стагнация.
Иногда встречаются такие толкования как рост доходов и влияния, но вот слово «рост» в ее пространстве все-таки сомнительно. Пафос Четверки Пентаклей – фиксация того, что есть, и обеспечение неприкосновенности и безопасности. Почивание на охраняемых лаврах (вполне приличных), но оно мешает двигаться вперед и готовить себя в будущему.
Четверка Пентаклей символизирует окончание того процесса, начало которого мы видели в знаке Туза, а точку подъема - в Тройке Пентаклей. Четверка говорит, что человек достиг желаемого и больше не стремится к новым вершинам: и так вполне хватает того, что есть. Прикладывать же какие-либо усилия ради обретения большего нет намерений. Старинное значение - человек, достигающий успеха, но небольшого. Карта символизирует некую «экологическую нишу», занимаемую человеком в социуме - куда-то пробился, чего-то добился, пытается удержаться. Достигнутый успех здесь закономерен и является следствием усилий.
Лучшее, что дает энергия этой карты – стабильность и порядок, обретение какого-то контроля над тем, что не дает покоя. Кроули полагал, что она несет продолжительную стабильность и защищенность, но проблема в том, что человек чувствует по ней куда больше тревоги, чем защищенности, и эта тревога как раз и побуждает его предпринимать действия по дальнейшей самозащите. Энергия этой карты не допускает «всяких случайностей», а ведь их в жизни так много!
Вообще-то, в опасных и запутанных ситуациях энергия Четверки Пентаклей хороша и где-то даже спасительна. Она помогает не сойти с ума, удержать границы, устоять на своем, защититься от внешней угрозы. В то же время в ней довольно сильно значение замкнутого круга и игры в «да, но...».
Иногда карта предвещает столкновение с «законом и порядком», взаимодействие с какими-то бюрократическими, административными структурами.
Одно из традиционных значений – дорогой подарок. Вообще в старинных толковниках карте приписываются исключительно положительные значения, особенно с точки зрения людей той эпохи - имущество, получение наследства; вознаграждение, выгоды, услуги, милости; также – отсутствие тревог, надежность и порядок в доме, прочное положение. Так и видишь порядочного мещанина, может даже во дворянстве (корона на голове у персонажа). Современному человеку трудновато напрямую отождествиться с таким образом самому, поэтому появление этой карты в раскладе чаще стало восприниматься негативно – что-то вроде столкновения со скупердяем, который откажет в займе.
Мистерия этой карты – замкнутый круг, ограниченное пространство.
7. Отношение
Показывает ваше отношение к проблеме, как вы к ней относитесь или реагируете на происходящее.
Девятка Чаш
Глубоко удовлетворенное и оптимистическое. "Красиво жить не запретишь". Девятка Чаш означает период, когда мы испытываем подлинную радость, купаемся в ней. Правда, такой период может обернуться и излишествами. Эта карта описывает эмоциональную награду, которую мы получаем, когда довольны собой.
Человек Девятки Чаш зачастую большой повеса и прожигатель жизни, которому нравятся пьянки-гулянки, тусовки с друзьями, беззаботное и легкое времяпрепровождение, и который чувствует отвращение в любой серьезной работе. Вообще-то способен расцветить жизнь яркими красками и наслаждаться каждым прожитым часом.
Человек Девятки Чаш обласкан судьбой. Он красив, у него всего в достатке, причем нельзя сказать, что он очень всем этим дорожит – это справедливо, скорее, в отношении человека Девятки Пентаклей. Жизнь последнего упорядочена и размеренна, про Девятку Чаш этого никак не скажешь. Тут завтрак с шампанским вполне может приходиться на пять вечера.
По этой карте проходят люди талантливые и искушенные, ведущие богемный образ жизни и склонные к головокружению от успехов. В худшем смысле человек Девятки Чаш ленив и склонен к перееданию и излишнему употреблению алкоголя. Обычно это гостеприимная и хлебосольная натура, хорошо знающая, как надо веселиться (но не всегда знающая, где надо остановиться).
8. Окружение
Карта показывает, какие внешние факторы влияют на ситуацию.
Паж Мечей
Несколько зловредное и интеллектуально мобилизованное. Активизирован критический ум, воля к преодолению неурядиц, уверенность в себе. Может проявиться некоторая жесткость в отношениях с окружающими – холодность, жесткие действия по прояснению ситуации, никаких сантиментов, прямолинейность. Это может быть вполне позитивная карта рациональности, деловитости, проворства, бдительности, жесткости, пронырливости, хватки.
Младший брат Рыцаря Мечей, Паж Мечей тоже может быть описан как занятный и несносный. Это достаточно хитрая и смелая личность, активно действующая в своих интересах. Ему свойственна проницательность вплоть до излишнего любопытства. Его стародавняя аттестация - умный, вероломный, злорадный, способный причинить вред вопрошающему (даже если ты ему не враг, он сделает нечто, гарантирующее вражду). В отличие от старшего брата, он не готов еще раздавить каждого, кто встанет на его пути – просто сил не хватает.
Обычно Паж Мечей - человек, которому до всего есть дело. У него столько жизненной энергии, что он, не задумываясь тратит ее как на себя, так и на других (разумеется, не спрашивая этих «других», хотят ли они такого вмешательства в собственную жизнь).
Обычно Паж Мечей представляет молодого человека (независимо от пола), который открывает для себя окружающий мир и пытается понять законы, по которым тот живет. Он еще наивен, неискушен, часто он где-то учится и, скорее всего, занимает зависимое положение. Иногда это просто инфантильный человек, воспринимаемый как «подающий надежды». Обычно возбуждает в других материнский или отцовский инстинкт, и многие люди охотно ему покровительствуют (нередко, что называется, на свою голову). В лучшем случае Паж Мечей излучает очаровательное лукавство, остроумен, ловок, грациозен, находчив. Ему не надо долго готовиться, продумывать, решаться и собираться с силами, чтобы что-то сказать, предложить, ответить.
Как и Паж Чаш, Паж Мечей может быть внимательным слушателем. Поскольку он производит впечатление человека информированного и разбирающегося, люди нередко доверяются ему, рассказывают и своих трудностях и интересуются его мнением. Очень может быть, что он верно оценит ситуацию и даст неглупый совет…которому окажется неприятно следовать. При этом он никогда не забудет, кто, что, о чем и почему ему рассказывал и обязательно прикинет, как этим можно воспользоваться, если не прямо сейчас, то когда-либо в будущем. В голове у Пажа Мечей, истинного слуги своего меченосного двора, непрестанно совершенствуется «сеть» данных об окружающих, их делах, затеях и взаимоотношениях (фейсбук тоже создал студент Гарварда). Паж Мечей – не мечтатель. Он находится в режуще плотном контакте с действительностью…как он ее видит. В этом его кардинальное отличие от Пажа Пентаклей, который действительно в контакте с реальностью как она есть. Паж Мечей проницает, подозревает, осмысляет, моделирует происходящее (кто, с кем, зачем и почем), он складывает реальность как конструктор, и не прочь при случае продемонстрировать, что сложил. В глубине души, он детски гордится своими конструкциям, которым пока еще не хватает остроты и блеска, свойственного старшим Мечам. Его достижения отличаются от достижений Короля Мечей ровно в том мере, в какой остроумный твит на злобу дня – от хорошо разработанной научной теории. Однако и пажеский твит может снискать немалую популярность при дворе, и подданных, которые его прочтут, может оказаться в разы больше чем тех, кто хорошо разбирается в теории Короля.
Инстинктивно этот персонаж ведет себя как «прилипала». Он примыкает к власти в надежде слиться с ней и изображает дружбу, пока это соответствует его интересам. По натуре задира, придира и хам, мастер уничижительных замечаний и недружелюбных поддевок, Паж Мечей, тем не менее, способен сыграть роль льстивого подлизы, если усматривает в этом прямой профит. На него нельзя положиться как на друга («Против кого дружим?»). Это порядочный хамелеон и блестящий сплетник – он умеет выбирать место, время и корреспондента. Даже если сплетня вертится у него на языке, он еще подумает, где, кому и когда ее обронить с максимальным эффектом. По сути, самая большая опасность, которая связана с Пажом Мечей – это его недооценка. Из-за его молодости кажется, что он не обладает силой и способностью причинить вред. При нем болтают, не задумываясь и не беря его в расчет из-за того, что он подросток или нижестоящий. Так генералы, блюдущие секретность с полковниками, могут высвистать между собой военную тайну в присутствии денщика, потому что не считают его сколько-нибудь значимой птицей. Однако клюнуть в заповедное место эта птица может весьма ощутимо. Паж Мечей любит проверять свои способности, мечтает о короне своих символических родителей и о коне старшего брата, он как никто иной умеет опираться на других, сливать информацию тем, кто повлиятельнее, и с их же помощью подстраховываться на случай, если его уличат. Зачем он все это делает? Ради ненаучного эксперимента. Все Мечи по духу своему исследователи и экспериментаторы. Сработает ли схема? Какой будет реакция? Паж Мечей всегда с детским любопытством интересуется последствиями своих действий. Для него пропадет весь интерес, если он так и не узнает, что из этого вышло, чем закончилась партия и кто остался при своих. Он еще слишком мал, чтобы самому сесть за стол с козырями на руках, но путать карты другим игрокам ума у него хватает.
В старину считалось, что это карта адъютантов, послов, консулов, атташе, словом, сотрудников дипломатической службы, с хорошо подвешенным языком и потрясающей способностью выворачиваться из скользких положений. В то же время, и сам человек, обладающий подобным навыком, скорее всего, оказывается «скользким».
9. Надежды и страхи
То, что произойдет, на Ваш взгляд. Ваш самый большой страх. Некоторые читатели интерпретируют либо положительное, либо отрицательное значение в зависимости от карты в этой позиции. Другие увидят в карте двойственность и интерпретируют как надежды, так и опасения из одного и того же. Часто они являются зеркальным отражением друг друга.
Семерка Чаш
«Глаза разбегаются». «Сам не знаю, чего хочу». Растерянность из-за присутствия нескольких разных возможностей, причем одинаково неопределенных. Много желаний, много вариантов. Трудно выделить приоритеты, понять свою цель и перейти к конкретным действиям в выбранном направлении. В сочетании с Мечами – внутренний конфликт ощущается довольно остро. Обилие свежих, но неопределенных идей в голове, но пока ничего конкретного, постоянного, существенного. Создание воздушных замков, сказочных перспектив. Нехватка реализма, но и артистический и художественный подъем, большая творческая энергия.
Семерке Чаш не свойственен регламент, контроль и определенность. Это поток, активизация фантазии. Это состояние, когда человек грезит наяву, причем часто мечтает не о чем-то явном, постоянном и существенном, а просто позволяет потоку воображения нести себя в неизвестность. Это созерцание, несфокусированная медитация. Раз карта выпала, это необходимый процесс в данное время – разум исследует новые возможности, пусть даже отдаленные, сбрасывает рутину рацио. Это может привести к лучшему пониманию подлинных потребностей души, созданию новых, более счастливых целей. Карта призывает к долгому сну, покою, релаксации, медитации, восстановлению сил, погружению в мир бессознательного, снам наяву, своего рода СПА для души.
Эскапизм, побег от будней, утрата связи с реальным миром, склонность отключаться от внешних впечатлений, измененное состояние сознания.
Этот Аркан и правда можно определить как «сон души», в котором она накапливает силы, предаваясь мечтам, созерцает образы внутреннего мира, внимает знакам и пророческим мыслям, несущим возрождение. Этот сон, содержащий яркие картины подсознания, может быть как полезным, так и нездоровым, а мечты могут быть как совершенно фантасмагорическими, так и имеющими отношение к реальности. Иногда - слезы, истерическое состояние, ибо не всякий человек способен принять и обретение, и необретение своих идеалов. Бывает, что карта указывает на побег от реальности как результат депрессии и пустые иллюзии при полной пассивности.
Эта карта характеризует человека как творческую личность, полную фантазий и часто уходящую в мир выдуманный из мира реального. Жизнь в мечтах – но, в конце концов, это не самое худшее место. Человечество осталось бы без искусства, если бы там никто не жил! Иногда Семерка Чаш указывает на творческие, а также на провидческие и медиумические способности. Человек, чья эмоциональная жизнь находится под покровительством Семерки Чаш, настолько углублен в свои мечты, что порой забывает об окружающих его проблемах и заботах (именно в этой категории людей бывает очень много рассеянных и склонных пренебрегать своими обязанностями как малозначащими).
Есть мнение, что человек Семерки Чаш, обладая привлекательностью, играет жизнями других людей, постоянно меняя партнеров и не задумываясь о чувстве меры.
На практике чаще встречаются пожалуй, вереницы фантазий при неумении делать на практике правильный выбор. Этот «очарованный странник» часто считает себя очень талантливым и строит воздушные замки, пользуясь тем, что его сознание опьяняюще легко расширяется. Одаренность ему может быть действительно присуща, особенно если это касается искусства, но между одаренностью и талантом лежит очень пугающая его терра инкогнита под названием «труд». Лень, индульгирование и прожектерство куда милее его сердцу, чем реальные усилия. Ему сложно принимать решения, часто он переоценивает себя и с удовольствием выслушивает тех, кто рисует ему блестящие перспективы. На этот счет Филадоро пишет: «Буйный ветер воображения вертит сознанием как флюгером, направляя его к мечтам, соблазнам и легкомысленным планам. Необходимо восстановить отношения с действительностью, начиная с самых простых ее основ».
В худшем случае карта говорит о подверженности соблазнам, безрассудном потворстве своим желаниям. Ее мрачная сторона – алкоголизм, наркомания, злоупотребление психотропными препаратами, зависимость от интернета, словом, все, что подменяет одну реальность другой, и человеку кажется, что «так проще». Это может быть и просто лень, отсутствие инициативы и склонность плыть по течению «без руля и ветрил» (при глубокой уверенности, что вообще-то все по плечу и все подвластно, просто не хочется напрягаться). В психоаналитическом смысле Семерке Чаш соответствует регрессия, бессознательное инфантильное стремление вновь стать ребенком и погрузиться в безбрежное удовлетворение Id, вернуться к детским моделям поведения. Поиск трансцендентного опыта становится всего лишь побегом от реальности, с ее границами, ответственностью, долгом и всем прочим.
Литературным персонажем, соответствующим Семерке Чаш, можно считать Дориана Грея – как пишет Кроули, «внешний лоск при внутреннем разложении».
10. Результат
Это наиболее вероятный исход ситуации, если все пойдет по нынешнему пути.
Четверка Жезлов
Аркан рекомендует действовать так, как велит сердце. В этом случае, ситуация сложится благополучно. Своих желаний в этот день ущемлять нельзя. Хочется отдохнуть, значит, надо взять на работе отгул и провести время с отдыхом.
Если есть желание реализовать свои творческие замыслы - надо смело идти к начальнику и ему об этом рассказать. В общем, просто нужно довериться своей интуиции.